Крещение Господне или Богоявление

Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Иисуса Христа была явлена Троица (Мф. 3, 13–17; Мк. 1, 9–11; Лк. 3, 21–22). Был глас Бога о Сыне, Сын крестился от Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Крещение от Иоанна во всех Евангелиях предваряет выход Христа на проповедь. Но только в Евангелии от Марка используется деепричастие от глагола, что можно перевести как «разрывать» (в Синодальном переводе — «разверзающиеся»: «…тотчас увидел разверзающиеся небеса» (Мк 1:10)). Этот же глагол используется у Марка еще только один раз — когда рассказывается о том, что в момент смерти Спасителя произошло с завесой в храме: «…И завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу» (Мк 14:38). Многие экзегеты видят в этом указание на двойное Богоявление — в начале служения Христа и в момент Его смерти.

Может возникнуть вопрос, а кто крестил Иоанна? И был ли Он вообще крещен? Святой Иоанн Златоуст, блаженный Иероним и другие отцы церкви считают, что это исполнилось через мученичество, которое принял Пророк (Мф.14:3-12; Мк.6:24-30). Крещение кровью (проливаемую при мученичестве) признается таким же действительным, как и крещение водное.

В раннем христианстве никаких праздников, помимо Пасхи, не существовало. Даты других важных для христиан дней, то переходили от одной даты к другой, то традиции празднования сильно отличались в разных местностях. Начиная с конца VI в. стал бурно обсуждаться, вопрос, когда же праздновать Крещение Господне. Были церкви, которые праздновали Рождество и Крещение в один день 6 января. Сейчас праздник Крещения отмечается 6 января по Грегорианскому календарю и 19 января по Юлианскому. Но, например, Эфиопская православная и Армянская григорианская, по-прежнему отмечают единый праздник.

Главной отличительной чертой Крещения является освящение воды. (А не купание в проруби, как думают некоторые). При этом вода не наделяется какой-либо магической «силой», и качество воды не зависит от того когда произошло освящение в сам праздник или накануне. Освященную воду не стоит воспринимать как таблетку от любых напастей. Однако если употреблять ее с искренней молитвой к Богу, то Бог может совершить чудо.

Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это народная традиция. Крещенское купание в холодной воде, конечно же, не очищает от грехов автоматически. Праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африки и Австралии. И он не становится от этого хуже, несмотря на отсутствие проруби, и ледяной воды.

К сожалению, окунание в прорубь в наше время стало, не просто милой традицией, а символом «расцерковления». Когда на Праздник Крещения Господня отнюдь не с молитвами, а с нецензурными криками люди прыгают в прорубь. Вот что писал об этом еще в начале XX века философ и священник С.В.Булгаков: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов… Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены».

Но и собрания людей вокруг прорубей можно использовать во славу Господа, например, раздавать брошюры, которые объясняют смысл праздника.

В некоторых православных церквях включают трансляцию христианских аудио-лекций людям, которые стоят в очереди за водой.

Не будем же превращать важные вехи жизни Христа на земле в обычные забавы, коих в зимнее время предостаточно. Вспомним о пришествии Спасителя и о том, что Он приобщил нас к вечной жизни.

Вы можете поделиться этой публикацией в социальных сетях:

Теги

Обсуждения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рассылка анонсов

Введите свой e-mail:

Рассылка осуществляется ежедневно в 20:00 (Мск.)

Телеканал «Улыбка ребёнка». Кинопремьеры